«ОКНО» В ИСТОРИЮ

«Дербент – окно на Восток». Выставка под таким названием открылась в Пятигорском краеведческом музее. В названии выставки отражена центральная тема. Лейтмотив – гимн во славу культуры и исторического прошлого народов Дагестана. Выставка является одной из реализаций выставочного проекта, целью которого является ознакомление с историей и изобразительным искусством народов Восточного Кавказ. Экспозиция одноименной выставки разворачивалась в ГБУ «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова» в Чеченской Республике.
Представленные в экспозиции произведения трактуют одну тематику, но выказывают зрелость творческой мысли разных по изобразительному языку и творческому диапазону двух дагестанских художников, членов Творческого союза художников – Агабалаева Мелик -Мамеда Агабалаевича и Рамазановой Лиры Магалиевны, самобытное искусство которых во многом и существенном определяется особенностями национальных художественных тенденций, уходящих в глубь веков.
Выразительными являются разнящиеся средства их искусства: точно используют художники компоненты формы, пластику рисунка и цветовых пятен, определяя собственное ощущение и восприятие темы. Форма и пластика произведений обоих мастеров напряжена, активна и всегда соответствуют образным задачам.
Совместный показ работ таких разных художников как М.-М. Агабалаев и Л.М. Рамазанова целесообразен тем, что целостные основы их творчества все заметнее обогащаясь индивидуальными поисками и манерами, соединяются на выставке как взаимодополняющие элементы для отражения особенностей северокавказского национального профессионального изобразительного искусства. Видится интересным и закономерным практикующийся национальным искусством синтез европейского художественного метода и национальной традиции, связанной в своих корнях с культурами Азии.
Мелик-Мамед Агабалаев родился в 1959 году в селе Куллар Дербентского района Республики Дагестан. Живописец живет в поселке Белиджи Дербентского района Республики Дагестан. С 1997 года работает официальным художником Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Со студенческих лет (1984) - участник в российских, зональных и региональных выставок в Москве, Пензе, Махачкале, зональных выставок Академии художеств РФ (Ставрополь, Пятигорск – 2010г.), фестиваля искусств «Бьеннале» (2005, 2010 гг.). С 1988 года организуются его персональные выставки: Дербент (1988, 1997, 2002, 2012гг.), п. Белиджи (2205, 2007гг.), Железноводск (2009), Москва (2009), г.Аша Челябинск. обл.(2011). Дипломами и грамотами отмечена педагогическая работа художника и его и участие в педагогических форумах: (Всероссийская научно-практическая конференция «Уроки мастерства» (2016), Международная выставка «Художник-педагог» (2016)). Произведения художника находятся в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.
Мелик Агабалаев работает в разных жанрах: пишет портреты современников, натюрморты, пейзажи и сюжетно-жанровые композиции. Всегда и все его работы проникнуты острым чувством Родины. Основное место в творчестве художника заняла тематика родного города Дербента, стоящего века пять тысяч лет на перепутье мировых дорог. ещё в период учебы на графическом факультете Дагестанского государственного педагогического института определилась центральная тема его творчества. Дипломная работа М. Агабалаева называется «Дорога в Дербент» (1985).
Пейзажи городской среды, архитектуры старого Дербента, ландшафты вокруг крепостных стен цитадели Нарын-Кала организованы в живописный цикл.

Представленные в экспозиции произведения трактуют одну тематику, но выказывают зрелость творческой мысли разных по изобразительному языку и творческому диапазону двух дагестанских художников, членов Творческого союза художников – Агабалаева Мелик -Мамеда Агабалаевича и Рамазановой Лиры Магалиевны, самобытное искусство которых во многом и существенном определяется особенностями национальных художественных тенденций, уходящих в глубь веков.
Выразительными являются разнящиеся средства их искусства: точно используют художники компоненты формы, пластику рисунка и цветовых пятен, определяя собственное ощущение и восприятие темы. Форма и пластика произведений обоих мастеров напряжена, активна и всегда соответствуют образным задачам.
Совместный показ работ таких разных художников как М.-М. Агабалаев и Л.М. Рамазанова целесообразен тем, что целостные основы их творчества все заметнее обогащаясь индивидуальными поисками и манерами, соединяются на выставке как взаимодополняющие элементы для отражения особенностей северокавказского национального профессионального изобразительного искусства. Видится интересным и закономерным практикующийся национальным искусством синтез европейского художественного метода и национальной традиции, связанной в своих корнях с культурами Азии.
Мелик-Мамед Агабалаев родился в 1959 году в селе Куллар Дербентского района Республики Дагестан. Живописец живет в поселке Белиджи Дербентского района Республики Дагестан. С 1997 года работает официальным художником Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Со студенческих лет (1984) - участник в российских, зональных и региональных выставок в Москве, Пензе, Махачкале, зональных выставок Академии художеств РФ (Ставрополь, Пятигорск – 2010г.), фестиваля искусств «Бьеннале» (2005, 2010 гг.). С 1988 года организуются его персональные выставки: Дербент (1988, 1997, 2002, 2012гг.), п. Белиджи (2205, 2007гг.), Железноводск (2009), Москва (2009), г.Аша Челябинск. обл.(2011). Дипломами и грамотами отмечена педагогическая работа художника и его и участие в педагогических форумах: (Всероссийская научно-практическая конференция «Уроки мастерства» (2016), Международная выставка «Художник-педагог» (2016)). Произведения художника находятся в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.
Мелик Агабалаев работает в разных жанрах: пишет портреты современников, натюрморты, пейзажи и сюжетно-жанровые композиции. Всегда и все его работы проникнуты острым чувством Родины. Основное место в творчестве художника заняла тематика родного города Дербента, стоящего века пять тысяч лет на перепутье мировых дорог. ещё в период учебы на графическом факультете Дагестанского государственного педагогического института определилась центральная тема его творчества. Дипломная работа М. Агабалаева называется «Дорога в Дербент» (1985).
Пейзажи городской среды, архитектуры старого Дербента, ландшафты вокруг крепостных стен цитадели Нарын-Кала организованы в живописный цикл.
Агалбалаев М.-М.А.Древний Дербент. х.м.90х120
Агалбалаев М.М.-А. Нарын-Кала зимой. х.м, 90х250
Пейзажные мотивы написаны в колорите, построенном в основном на золотисто-песочных и серебристо-зелено-охристых тонах, яркий открытый цвет используется локальными пятнами. Сгармонизированы крепкая форма, композиционная слаженность, спокойный колорит. Пейзажи и жанровые сцены формируют зримый исторический образ города. Выставка показывает картины, воспроизводящие эпизоды 1722 года, когда в результате Персидского похода в Дербенте российский император Пётр Ι «прорубил окно на Восток».
Агабалае М.-М.А. Петр I на крепости. х.м., 110х90
Агалбалаев М.-М.А.Петр I в Джалганской роще. х.м., 130х200
Жанровые произведения Агабалаева, трактующие эту тему звучат как символы, выражающие общность исторического пути русского и кавказских народов. Поднимая пласты исторического прошлого художник, художник как бы воссоздает эпический образ родной земли через трактовку конкретно-исторической ситуации. Четкие контуры фигур, напряженная статика поз сообщают изображениям внутреннюю многозначительность, монументальность. Написанные фигуры предстают как «явленные образы». Поднимая пласты исторического прошлого, художник переосмысливает сюжетику, подает её с эпическим акцентом, свойственным народному эпосу.
Иное образное начало заложено в работах члена Союза дизайнеров, члена Творческого союза художников России Лиры Рамазановой.
Лира Магалаевна Рамазанова развивается как живописец, дизайнер, искусствовед. Она - член Творческого союза художников России, член Международной ассоциации дизайнеров, член Совета Культурного центра народов Дагестана на Кавказских Минеральных Водах. Родилась и выросла в Дагестане. После окончания художественно-графического факультета Дагестанского государственного университета в 1986 году – непременный участник выставок. Состоялись её персональные выставки. Имеет награды – золотую медаль «За высокие достижения», Золотую медаль Творческого союза художников России», и многочисленные дипломы и грамоты, среди которых: Диплом ТСХ и Международной ассоциации художников за вклад в отечественную культуру, Диплом организатора и участника художественной выставки «Путь к процветанию и созиданию посвящаю тебе Чечня», приуроченный к 62-летию первого Президента Чеченской республики, Героя России А.А. Кадырова (Грозный), Диплом за большой вклад в пропаганду творческого наследия художников Дагестана, Диплом за проведение персональной выставки «Дербент-2000», Диплом за участие в проектах «Переплетение культур. Великий Шелковый путь» и «Перекрёсток цивилизаций» ( 2017) и, конечно, почетные награды за проведение выставок и мастер-классов в регионе Кавказских Минеральных Вод. Вот уже 30 лет Лира Магалиевна живет в Иноземцево, пригороде г. Железноводска, являясь послом художественной культуры дагестанского народа на Кавказских Миенральных Водах. Произведения художницы присутствуют в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.
Работы художницы, показывающиеся на выставке, написаны в ярко декоративной манере, техника лишь активизирует мощь цвета и пластики её произведений. Совершенный рисунок, точная техника и гармоничное цветовое решение – то, что характеризует высокопрофессиональное мастерство, отличает работы Рамазановой. В открытой красоте и контрастности цвета, в четкости рисунка угадывается понимание философских основ традиционной культуры. Предметом пристального внимания Л. Рамазановой является дагестанская традиционная орнаментальная система и шрифтовая культура ислама, в сплаве формирующие нерасторжимый эстетический результат. Выставка представляет декоративные композиции: ковровые орнаменты и работы, решенные в стилистике тематических ковров. Художница переосмысливает сущность и философию орнамента. В её живописи нашло своё выражение цветовое богатство ковров Дагестана. Ковроткачество издревле является важнейшим видом дагестанского народного ремесла. Именно в ковровом орнаменте творческая память народа обрела полноту своего выражения.
Ковровые орнаменты. Оргалит, х.м., акрил. 53х34
Ковровые орнаменты. Оргалит, х.м., акрил. 53х34
Ковровые орнаменты. Оргалит, х.м., акрил. 53х34
Л. Рамазанова – виртуозно владеет техникой батика и отдает этому искусству много времени. Восхищают её цветочные композиции на шелке.
Но сегодня на выставке вы увидите единственное произведение, созданное на ткани - миниатюра «Пётр Ι в Дербенте», написанная в стилистике книжной миниатюры Среднего Востока.
Рамазанова Л.М. Петр I в Дербенте батик, 125х70
Искусство мастеров, показывающееся на выставке, должно восприниматься как показатель общего развития в его особенностях и условностях северокавказского национального профессионального изобразительного искусства, являющегося частью российской художественной культуры.
В общем, искусство М. Агабалаева и Л. Рамазановой отражает закономерную творческую тенденцию в национальной среде – индивидуализацию творческого выражения в процессе освоения традиции, постижения её синтеза с эстетикой и наработанным мировым художественным опытом авторского искусства.
Профессиональное изобразительное искусство – сравнительно молодо в национальных республиках Северного Кавказа и оно опирается в своем развитии естественно и закономерно на реалистические традиции русской культуры и на свой национальный опыт. Появление профессиональных живописцев в северокавказской национальной среде приходится лишь на 20-й век. Есть у республиканских художников темы, обусловленные общенациональными, общероссийскими основами нашей общей действительности прошлой и настоящей. Но трактованы они в преломлении к особенностям традиционной изобразительной системы, тяготеющей к четкой контурности рисунка, к символике сюжетных мотивов, у многих мастеров - к яркому локальному цвету.
Произведения любого художника являются выражением его патриотических идей и гражданских чувств. Неподдельный интерес к истории и культуре своего народа, возникший и окрепший на народной почве, обеспечивает успешность его работы в разных жанрах живописи. Выставка «Дербент – окно на Восток» является доказательством тому, что в национальных республиках Северного Кавказа сложились сообщества художников, отличающиеся устремленностью к созданию образа Родины в изобразительном искусстве, зримых черт действительности прошлой и настоящей.
Рафиева Ю.Г.
хранитель музейных предметов
хранитель музейных предметов