ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЕДИНЕНИЙ ПЯТИГОРСКА

12 февраля 2020 г. в рамках комплекса музейных мероприятий, посвященных Дню российской науки (8 февраля), состоялась тематическая беседа об этом государственном празднике, истории, обстоятельствах и социально-политических условиях его учреждения Указом Президента РФ №717 от 07 июня 1999 г. Рассматривались тенденции следующего развития отечественной науки в стране, в регионе Северного Кавказа и его отдельных субъектах. Беседу провел заведующий сектором природы и археологии, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ С.Н. Савенко. На этот раз беседа, организованная при участии Пятигорского Дома национальных культур (директор Мальцева Ю.А.), была ориентирована на молодежь – представителей около 20 национально-культурных объединений, действующих на территории города-курорта. Поэтому основной упор в содержании материалов делался на показ исключительно сложной ситуации конца 1990-х годов, которую преодолело наше многонациональное сообщество северокавказского региона. Известно, что он составляет около 1,5% территории страны, но доля населения в нем достигает 10% жителей всей страны. Это соотношение выражалось и продолжает выражаться и в сфере науки, в различных областях которой накануне кризисных 1990-х годов было задействовано около 40 тысяч сотрудников, в том числе около 14000 кандидатов и более 1000 докторов наук. Функционировала устойчивая сеть вузов и научных учреждений Северного Кавказа, которая включала 44 вуза, 14 филиалов факультетов и отделений вузов, 63 НИИ, 32 филиала и отделения НИИ, 42 научные станции и опытные поля отраслевых министерств и ведомств, союзного и республиканского подчинения.
Тяжелые испытания, доставшиеся на долю российского государства и общества в конце XX столетия, конечно, не обошли науку и ученых, и даже в большей мере повлияли на эти области и социальные слои. Произошла значительная трансформация основных параметров системы. Численность научных работников на Юге России только за период 1990-1995 гг. сократилась в полтора раза, а количество исследовательских организаций более чем на 15%. В последующие годы отрицательные изменения продолжились. Региональная наука потеряла заметную часть высококлассных профессионалов, переехавших в зарубежные научные центры, и обслуживающего персонала, вынужденно ушедшего в иные сферы экономики (торговля, обслуживание и т.п.). Существенно сократилась инфраструктурная и материально-техническая база. Заметно пострадали как гуманитарные, так и элитные направления физики, химии, биологии и других наук, концентрировавшие профессиональные коллективы, конкурентоспособные не только на российском, но и мировом пространстве. Деградировало множество перспективных исследовательских групп, разработки которых имели региональное и местное значение. В 1990-е гг. большинство из них, если и функционировало, то вынужденно перешло на режим «выживания».

И все же даже в тех условиях оставались ученые – представители разных национальностей, совершившие настоящий научный и гражданский подвиг и не оставившие своей профессиональной деятельности на благо своих народов и всей страны. В беседе это обстоятельство было продемонстрировано на ярких примерах творчества ученых армянской, грузинской, осетинской, дагестанской (в широком смысле этого понятия), чеченской, ингушской, кабардинской, абхазской, карачаево-балкарской и иной национальной принадлежности.
Период постепенной стабилизации наступил только именно в конце 1990-х гг., когда и было принято решение об учреждении нового российского праздника, который в нынешнем 2020 году отмечался уже 21-й раз. Ведущий беседы обосновывал для присутствующих положение о том, что и тогда и сегодня, это являлось и является одним из рычагов и показателей постепенного выправления сложного положения нашей науки. В последние десятилетия еще сохраняются отдельные негативные явления и тенденции, в частности, недостаточная престижность позитивной и продуктивной научной деятельности среди молодежи. Но в целом кризис уже миновал, о чем свидетельствуют многочисленные перспективные научные проекты, проводимые конференции, совещания, создаваемые научно-образовательные и научно-производственные объединения, учреждения, структуры в регионе и в его районах. Реанимированы и ожили ранее существовавшие научные направления. Продолжают успешно эволюционировать те из них, которые выстояли в трудные годы.
В выступлении было отмечено, что программы научных и образовательных мероприятий Пятигорского краеведческого музея всегда соотносятся с научными проектами региона, актуальными направлениями эволюции кавказоведения и краеведения. Подчеркивалось, что музей является не только культурным, но и научным учреждением с достаточно основательным материальным и интеллектуальным потенциалом. Действующий на базе музея его коллегиальный общественно-профессиональный орган – Ученый совет, также состоит из специалистов многих научных и социальных областей разной национальной принадлежности, имеющих свои достижения в науке.
Беседа закончилась призывом молодых людей различных национальностей, многие из которых сейчас являются студентами высших и средних специальных учебных заведений, обратить более пристальное внимание на научную деятельность, ярких представителей науки их народов, диаспор и общин, и серьезно подумать о том, чтобы посвятить себя этой трудной, но исключительно важной для последующего поступательного развития Российского государства и его многонационального общества социальной работе. Внимание, с которым ребята прослушали беседу, позволяет надеяться, что ее содержание затронуло их сознание и эмоции.
Тяжелые испытания, доставшиеся на долю российского государства и общества в конце XX столетия, конечно, не обошли науку и ученых, и даже в большей мере повлияли на эти области и социальные слои. Произошла значительная трансформация основных параметров системы. Численность научных работников на Юге России только за период 1990-1995 гг. сократилась в полтора раза, а количество исследовательских организаций более чем на 15%. В последующие годы отрицательные изменения продолжились. Региональная наука потеряла заметную часть высококлассных профессионалов, переехавших в зарубежные научные центры, и обслуживающего персонала, вынужденно ушедшего в иные сферы экономики (торговля, обслуживание и т.п.). Существенно сократилась инфраструктурная и материально-техническая база. Заметно пострадали как гуманитарные, так и элитные направления физики, химии, биологии и других наук, концентрировавшие профессиональные коллективы, конкурентоспособные не только на российском, но и мировом пространстве. Деградировало множество перспективных исследовательских групп, разработки которых имели региональное и местное значение. В 1990-е гг. большинство из них, если и функционировало, то вынужденно перешло на режим «выживания».
И все же даже в тех условиях оставались ученые – представители разных национальностей, совершившие настоящий научный и гражданский подвиг и не оставившие своей профессиональной деятельности на благо своих народов и всей страны. В беседе это обстоятельство было продемонстрировано на ярких примерах творчества ученых армянской, грузинской, осетинской, дагестанской (в широком смысле этого понятия), чеченской, ингушской, кабардинской, абхазской, карачаево-балкарской и иной национальной принадлежности.
Период постепенной стабилизации наступил только именно в конце 1990-х гг., когда и было принято решение об учреждении нового российского праздника, который в нынешнем 2020 году отмечался уже 21-й раз. Ведущий беседы обосновывал для присутствующих положение о том, что и тогда и сегодня, это являлось и является одним из рычагов и показателей постепенного выправления сложного положения нашей науки. В последние десятилетия еще сохраняются отдельные негативные явления и тенденции, в частности, недостаточная престижность позитивной и продуктивной научной деятельности среди молодежи. Но в целом кризис уже миновал, о чем свидетельствуют многочисленные перспективные научные проекты, проводимые конференции, совещания, создаваемые научно-образовательные и научно-производственные объединения, учреждения, структуры в регионе и в его районах. Реанимированы и ожили ранее существовавшие научные направления. Продолжают успешно эволюционировать те из них, которые выстояли в трудные годы.
В выступлении было отмечено, что программы научных и образовательных мероприятий Пятигорского краеведческого музея всегда соотносятся с научными проектами региона, актуальными направлениями эволюции кавказоведения и краеведения. Подчеркивалось, что музей является не только культурным, но и научным учреждением с достаточно основательным материальным и интеллектуальным потенциалом. Действующий на базе музея его коллегиальный общественно-профессиональный орган – Ученый совет, также состоит из специалистов многих научных и социальных областей разной национальной принадлежности, имеющих свои достижения в науке.
Беседа закончилась призывом молодых людей различных национальностей, многие из которых сейчас являются студентами высших и средних специальных учебных заведений, обратить более пристальное внимание на научную деятельность, ярких представителей науки их народов, диаспор и общин, и серьезно подумать о том, чтобы посвятить себя этой трудной, но исключительно важной для последующего поступательного развития Российского государства и его многонационального общества социальной работе. Внимание, с которым ребята прослушали беседу, позволяет надеяться, что ее содержание затронуло их сознание и эмоции.