О поре формирования краевого художественного фонда и о художниках его создававших
О поре формирования краевого художественного фонда и о художниках его создававших.
Рафиева Ю.Г., хранитель музейных коллекций
В 2018 году отмечалось 80-летие образования Ставропольского краевого отделения «Союз художников России», Долгий 80-летний путь отмечен яркими событиями и явлениями отечественной культуры 20 века. Центральное творческое объединение художников-профессионалов претерпело окончательное реформирование в 1957 году, приняв измененное название «Союз художников СССР»). В разные времена ведущее административное значение в живописной среде Ставрополья занимали многие талантливые художники. В год большого юбилея необходимо вспомнить имена художников-подвижников, стоявших у истоков организации – Ивана Фёдоровича Горбунова и Алевтины Николаевны Безукладниковой, прибывших на Кавказские Минеральные Воды по целевому назначению из центра для организации, затем и возрождения ставропольской художнической организации, живописцев высокой профессиональной культуры. Каждый в своей стезе – продолжатель линии русского реализма. За плечами этих двух мастеров, разных по художественным интересам, изображаемым сюжетам, технике живописи и общей культуре – десятки лет неустанной творческой работы.
Ставропольская творческая организация была создана вслед учреждению в 1938 году Союза советских художников СССР. В 1938 году были созданы многие областные и республиканские союзы художников. В 1957 году организация, претерпев окончательную реформу в советское время, была переименована в Союз художников СССР.
Отправной точкой для объединения художников в единую организацию на Ставрополье, ранее объединенных в товарищеские сообщества, стал Ι съезд художников Северо-Кавказского края, состоявшийся в октябре 1938 года в Пятигорске, центре Северо-Кавказского края.
Преддверием съезда стала Ι художественная выставка Северо-Кавказского края, открытая в 1935 году в Пятигорске. В фондах пятигорского краеведческого музея хранится единственное поступление с выставки – картина «Партизанские отряды в горах», написанная художником пятигорчанином Алексеем Николаевым, выпускником 1916 г. Пензенского художественного училища.

Ставропольская творческая организация была создана вслед учреждению в 1938 году Союза советских художников СССР. В 1938 году были созданы многие областные и республиканские союзы художников. В 1957 году организация, претерпев окончательную реформу в советское время, была переименована в Союз художников СССР.
Отправной точкой для объединения художников в единую организацию на Ставрополье, ранее объединенных в товарищеские сообщества, стал Ι съезд художников Северо-Кавказского края, состоявшийся в октябре 1938 года в Пятигорске, центре Северо-Кавказского края.
Преддверием съезда стала Ι художественная выставка Северо-Кавказского края, открытая в 1935 году в Пятигорске. В фондах пятигорского краеведческого музея хранится единственное поступление с выставки – картина «Партизанские отряды в горах», написанная художником пятигорчанином Алексеем Николаевым, выпускником 1916 г. Пензенского художественного училища.
Николаев А.А. Партизанские отряды в горах
Для осуществления большой организационной работы задолго до 1938 года в регионы командировались зарекомендовавшие себя художники.
Иван Федорович Горбунов
(1907 - 1984)
В 1938 году И.Ф. Горбунов, приехавший впервые на Кавказ в качестве представителя оргкомитета Союза художников СССР, по поручению секретаря крайкома КПСС М.А. Суслова начинает заниматься вопросами подготовки и проведения I Съезда художников Орджоникидзевского края, в состав которого входили Кавказские Минеральные Воды. На съезде были подняты вопросы о создании краевого Дома художника, об участии художников в подготовке к 125-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и др. После завершения работы съезда в газете «Орджоникидзевская правда» от 2 нояб. 1938 г. вышла статья о недостатках его организации.
Существенным недостатком работы оргбюро съезда (Горбунов И.Ф., Голубев В.И.) была недостаточная территориальная представительность: присутствовало всего 15 делегатов из Ворошиловска и городов Кавминводской группы, ряд районов края и национальные области остались вне поля деятельности организаторов съезда.
Впервые образованное отделение Союза художников края избирает Горбунова своим председателем, должность которого он исполняет вплоть до начала Великой Отечественной Войны. Таким образом, зарождение организации проходило на Кавказских Минеральных Водах. Лишь после войны центр художественной жизни постепенно переместился в Ставрополь.
28 января 2017 года исполнилось 110 лет художнику Ивану Федоровичу Горбунову, члену Союза художников СССР, Заслуженному работнику культуры РСФСР. И. Ф. Горбунов во всеоружии своего таланта много и интересно работал. Замечательна и полновесна была его творческая и общественная деятельность, неразрывно связанная с историей становления и развития краевого отделения Союза художников.
Художник родился 28 января 1907 года на Урале, в поселении у станции Лебяжье. Окончил в Саратовский художественно-промышленный техникум (1926-1931), старейшее художественное училище России, основанное на своей родине великим русским художником Алексеем Петровичем Боголюбовым в 1898 году (ныне Саратовское художественное училище им. А.П.Боголюбова). После окончания учебы был оставлен в училище с 1931 по 1932 годы преподавателем техники живописи и технологии живописных материалов. С 1934 по 1937 годы являлся членом и председателем Башкирского республиканского кооперативного товарищества «Башхудожник». С 1934 года И.Ф. Горбунов – член Союза художников СССР. С 1938 года жил и работал в Пятигорске.
В годы войны многие художники ушли на фронт. Ушел и И.Ф. Горбунов. Но Союз продолжал существовать. Председателем правления стал художник В.И. Голубев, с которым Горбунова связывала крепкая товарищеская и творческая дружба. И.Ф. Горбунов вернулся с фронта в звании майора, награжденного одиннадцатью правительственными наградами. И снова работа.
Умение работать в коллективе и с коллективом, организаторские способности, большое уважение, которое И.Ф. Горбунов снискал в художнической среде, позволили ему много лет быть в авангарде организационной и выставочной работы. На протяжении многих лет он являлся основной фигурой в организации художественных выставок в крае. В частности, Седьмой краевой выставки произведений художников Ставропольского края, открытой в Ставрополе в декабре 1954 года. Основная заслуга того, что участниками этой большой выставки стали 40 художников, экспонировавшие 180 произведений, принадлежит И.Ф. Горбунову, который стал и составителем каталога выставки (Седьмая краевая выставка произведений художников Ставропольского края. Каталог. Сост. И.Ф. Горбунов. Ставрополь, 1954. (Краевое управление культуры. Союз советских художников Ставропольского края)).
Иван Фёдорович Горбунов стоял у истоков реформирования художественной жизни края, проводившейся с целью оптимизации выставочной деятельности и творческого потенциала художников. 31 мая 1956 года на общем собрании ставропольских художников он был избран председателем нового Правления Союза Советских художников Ставропольского края, в 1960 году при образовании Союза художников РСФСР вошел в Правление его ставропольской организации, в 1964 году был избран в новое Правление Ставропольского краевого отделения СХ.
Свое рождение СХ России ознаменовал проведением первой республиканской выставки «Советская Россия» в 1960 году, затем второй в 1964 году. В октябре 1963 года в Ставрополе прошла краевая выставка, одним из организаторов которой был И.Ф. Горбунов. Помимо своего личного участия в выставках со своими работами он как член Правления регулярно проводил с коллегами просмотр и обсуждение эскизов и готовых произведений.
В эти годы образовательная деятельность художников-профессионалов заметно расширилась. В 1960-70-х годах художники Ставрополья прочитали тысячи лекций по истории изобразительного искусства по заявкам с предприятий и общеобразовательных школ. И.Ф. Горбунов фактически руководил этой работой на пространстве Кавказских Минеральных Вод.
Произведения И.Ф. Горбунова представлены в коллекциях государственных музеев Ставропольского края, в частных коллекциях и за рубежом.
Тематика пейзажа, основная в творческой биографии мастера полна гражданственности. Основная её черта – создание образа родной природы, повествование о полном тишины и мира уголке России. Но не надуманную «декларацию» предлагает Горбунов зрителю, а глубоко прочувствованные произведения, по разному решенные, но одинаково красивые и цельные по своему облику.
Применяемые мастером изобразительные средства, различные в зависимости от творческого замысла, создают в итоге ощущение гармонии всех элементов и монументальности, свойственной советскому пейзажу. Палитра всегда соответствует замыслу картины и, как правило, определяет общее настроение картины. Художник, обобщая собранный этюдный материал, создает картину в мастерской по накопленным впечатлениям, выдерживая её в определенном колорите. И если многие пейзажисты отдают предпочтение излюбленной цветовой гамме, то Горбунов этом смысле является художником-универсалом, что говорит о его незаурядном мастерстве живописца и широком творческом диапазоне.
Серией городских пейзажей из коллекции музея художнику удалось отразить архитектурный и отчасти социальный портрет города Пятигорска. В них хорошо «работает» избранная форматность и композиционное построение, крепкая четкая линия и подчиненный рисунку колорит. Произведения И.Ф. Горбунова правдивы, поэтичны, начисто лишены внешних эффектов. Более того, они словно несут в себе отсвет той сдержанности, благородства и спокойного достоинства, которое присущи личности самого художника, будь то пейзажи, запечатлевшие виды дикой природы Кавказа, или городские пейзажи, отображающие облик городов-курортов КМВ.

Зима. 1974
Совершенно иной образ рождён в работе «Березы. 1974», полном звенящего воздуха. В высветленной солнечной атмосфере яркое, звучное сочное пятно зеленых куп деревьев на границе леса. Радостное ощущение природы, передано и в цвете, и в энергичной плотной фактуре живописи.

Берёзы. 1974
В композиции «Осень, пейзаж. 1978» пейзажный образ свободен от первого этюдного впечатления, приобретает черты обобщенности за счет сдержанной колористики, негустого мазка. Все в этой картине предельно просто и конкретно, все подчинено передаче общего настроения мотива.

Осень. Пейзаж. 1978
Произведения Ивана Федоровича Горбунова неизменно получают у зрителей внимательное и благодарное прочтение. Истоки этих успехов, несомненно, в добротности школы, пройденной им. Художник смог развить в своем творчестве плодотворность реалистического метода, исповедуемого учителями - П.С. Уткиным, Е.В. Егоровым, В.М. Юстицким. Художник не отделяет содержание произведения от его формального решения. Большинство его произведений натурно-точные, живописно-убедительные, композиционно-найденные полотна. Творчество И.Ф. Горбунова является, собственно говоря, школой соответствия искусства своей эпохе, показателем пути обновления, развития живописного языка через опору на традицию и свободное выявление индивидуальных возможностей и устремлений мастера.
Алевтина Николаевна Безукладникова
(1907-2003)
Алевтина Николаевна Безукладникова родилась 10 июля 1907 года в г. Соликамске Молотовской области в многодетной и творческой семье, где отец, братья увлекались рисованием и росписью. Сестра Галя стала художником, старшая сестра Юля стала балериной, преподавала в детском доме, затем после окончания пединститута организовала знаменитую тогда в Перми школу-коммуну.
Родителей потеряли рано, они умерли от тифа и испанки. Поступила в пермский художественный техникум. На этюды ездила к брату Леониду на Печору, к сестре Кате в Ташкент. В начале творческого пути проявилась как разносторонний художник. Основным моментом в сложении индивидуального живописного стиля явились 1930 годы. В 1932 году творческая увлеченность привела Алевтину Безукладникову в Ленинград, куда она отправилась, не окончив пермский техникум. В Академии художеств окончила первый курс, одновременно работая по ночам наборщицей в типографии. Тогда же освоила печатное дело, офсет, литографию. Продолжилась учеба в Центральном Московском Институте изобразительного искусства (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова). Училась у великих художников и преподавателей.
Бесценные профессиональные уроки учителей академии, давших школу, сформировали мощную открытую манеру художника. На первом курсе в Ленинграде рисунок в Академии художеств вел Н.Э. Радлов. Он любил большие формы, рубенсовский идеал красоты. От него у художницы размах, любовь к большому полотну. Для творчества художницы типичны крупноформатные произведения, выразительные пейзажные, жанровые композиции и натюрморты.
Затем учеба в Москве. Курс графики в ВУЗе вел Владимир Андреевич Фаворский. Константин Николаевич Истомин преподавал композицию. Алевтина Николаевна вспоминала о них с большой душевной теплотой: «Фаворский и Истомин дружили и сотрудничали. Это были люди редкой душевной красоты, бескорыстия и благородства. Истомин мог позвать к себе студентов и дома продолжить беседу, начавшуюся на лекции. Они жили с матерью бедно, но и накормят, и оставят у себя, если кому-то негде переночевать. Знаю по себе. Эвакуация забросила Константина Николаевича в Среднюю Азию. И там он заботился о студентах, вместе ловили черепах, тем питались». Страшно сказать, мастер умер от голода, в 1942 году. Его любовь к молодежи осталась не только в сердцах его учеников, но и в знаменитой истоминской картине «Вузовки».
Дмитрий Стахиевич Моор вел плакатный курс, учил студентов размаху, широте. «Ты своим топориком работай, тему расширяй.... Помню наставление: вначале создай образ, потом добавление к теме» - вспоминала Алевтина Николаевна. Месяц на практике работала А. Безукладникова с Моором над художественным оформлением Курского вокзала. В ходе практики ею был написан плакат с изображением проводницы и детей. После совместной работы Дмитрий Стахиевич пригласил студентку на свой плакатный курс.
В стенах мощного художественного института прошла замечательную реалистическую школу Сергея Васильевича Герасимова, ставшего для неё любимым преподавателем живописи. Тогда он был уже маститым живописцем, автором эпических полотен, деканом факультета живописи. Интонация, угаданная в произведениях большого мастера, неизменно звучит в её картинах, а художническое видение навсегда остается сопряженным с творческой линией учителя. Молодая художница получала большое вдохновение от его удивительных пейзажей, где ивы, сирень, вся эта непередаваемая легкость, пронизанная светом, так импонировавшая её натуре и взгляду на пейзаж, её основному увлечению в искусстве.
В конце 1930-х годов, оказавшись свидетелем важнейших событий в художественной жизни страны, А. Безукладникова окончательно определила свои творческие привязанности. В 1930-40 годах живопись художницы – истинный реализм, базирующийся на Добротности и Мастерстве с большой буквы. И, несмотря на то, что уже к 1940 годам круг её сюжетов и технических приёмов был отработан – это крепкая соцреалистическая живопись – художница не сохраняет их в полноте на протяжении последующих десятилетий. Её влечет стихия цвета.
В её живописи развивается и другая линия, рожденная мощным импульсом, полученным от знакомства в Москве с работами французских художников второй половины 19 – начала 20 веков. Выставка «Французский пейзаж XIX–XX веков», открывшаяся с грандиозными подлинниками 28 апреля 1939 года в Государственном музее нового западного искусства, открыла допуск модернистским течениям в страну Советов, наложила печать поклонения постимпрессионизму на советское искусство. Выставка широко обсуждалась, больше всего говорили об импрессионизме, состоялось четыре конференции, в итоге которых импрессионизм был полностью оправдан. Во многом благодаря позиции Сергея Васильевича Герасимова.
Учась в институте пошла работать на автозавод имени Сталина, знаменитый СИЗ, в постоянную бригаду художников. Оформляли наглядную агитацию к праздникам. «...я еще писала цветные карикатуры, панно – уж где место и цвету, и размаху».
По окончанию института в 1937 году А. Безукладникова работает в Москве и Ленинграде. В годы Великой Отечественной войны работала в Перми в детском саду. Для того, чтобы кормить детей взяла участок под огород удаленностью от города в два часа езды поездом. Сама вскопала его лопатой и сама выхаживала ростки картошки. И сама собрала урожай.
Наперекор неимоверным трудностям писала много пейзажей. «Пейзажи я писала всю жизнь, где бы ни была: в Подмосковье, на Урале, на Украине, в Средней Азии. Наши места кавминводские исходила по горным тропкам, скалам, берегам речушек, поднимаясь раньше солнца. Работаю всю жизнь, каждый день. С раннего утра боялась пропустить рассвет, восход солнца, ближе к вечеру – особая игра света. Исходила с этюдником все окрестности, любила ездить в Кисловодск. Рано утром я уже на ногах. Доезжаю до станции Минутка, оттуда иду пешком, поближе к ущелью. Выбираю приглянувшийся уголок природы и спешу сделать набросок, этюд, чтобы потом дома родилась увиденная картина. В дождь на Бештау писали рябинки, осинки, в грозу – голубой Машук». Пятигорский музей, необходимо сказать, к сожалению, хранит лишь одну пейзажную композицию художницы. Это небольшой по размерам пейзажный этюд «Скверик Лермонтова. 1947».
В январе 1944 года Безукладникова без кандидатского стажа, редчайший случай в то время, была принята в Союз художников СССР. В 1944 году начала выставочную деятельность: пять картин представила на выставку «Урал – кузница оружия. 1944». Пейзаж «Река Гайва», виды которой художница затем помнила и любила всю жизнь, стал экспонатом выставки. В течение двух с половиной лет работы в Пермском товариществе «Художник» Алевтина Николаевна была премирована 8 раз. Премиальные деньги перечисляла в Фонд обороны страны. Пермскими художниками тогда было собрано 100 тысяч рублей. В семейном архиве Безукладниковых хранится подлинник телеграммы с благодарностью от правительства за подписью И.В. Сталина.
Отгремела война. Алевтина Николаевна вернулась с сыном в Москву. И уже в 1946 году по направлению Министерства культуры РСФСР прибыла на Кавказские Минеральные Воды для воссоздания кавминводского отделения художественного фонда с центром в Кисловодске. Супружеская чета живописцев А.Г. Яранцев и А.Н. Безукладникова обосновалась в Пятигорске. Организовывать работу художников на Кавказе приходилось, преодолевая инерцию на местах: сказывалась отдаленность от центра. Алевтина Николаевна фактически возглавляла фонд на протяжении 1940-х годов.
В 1947 году к открытию фонда А.Н. Безукладниковой, А.Г. Яранцевым и Р.И. Дмитриевым в Кисловодской филармонии была организована первая послевоенная выставка кавминводских художников. Безукладниковой на открытие выставки был приглашен Сергей Васильевич Герасимов. Герасимов приехал вместе с женой, выразил своё одобрение по поводу фонда, выставки и встречи. Сергею Васильевичу были интересны наши художники.
В дальнейшем для Безукладниковой и Яранцева наступили тяжелые времена. В товариществе единомышленников-художников усматривалась «яранцевская группировка», накладывалось вето на их темы, и заказами их нередко обходили. «Мы своей честью держались», - говорила Алевтина Николаевна. И следует добавить, шли своим путем в искусстве, не отказываясь, впрочем, от заказов. Александр Григорьевич Яранцев в этот период пишет много портретов, Алевтина Николаевны пишет в основном пейзажи, работает в жанровой картине и натюрморте.

Яранцев А. Г. Портрет жены А. Безукладниковой. 1950-е годы
В 1960 году картина «Во дворце пионеров» экспонировалась в Москве на всесоюзной выставке произведений женщин-художниц, открытой в честь 50-летия Международного женского дня. Жанровое полотно представляет сцену балетного класса с тремя девочками балеринами.
«Мои балеринки вот-вот выпорхнут на сцену в предчувствии полета и счастья. Любовь к балету у меня с детства: в семье не только рисовали и пели, но и танцевали. Натурщиц находила в Пятигорском Дворце пионеров. Писала их у себя в светлой комнате, куда девочки – Люба и Лара Крицкие, Сонечка Глузман – приходили, как к себе домой. Я шила им костюмы, привозила из Москвы белый и синий атлас, пуанты. Потом Лара училась в Ленинграде, стала балериной, и Сонечка - тоже балерина». Картина экспонировалась и на персональной выставке работ А.Н. Безукладниковой, открытой в 1998 году в Пятигорском краеведческом музее в честь 90-летия со дня рождения художницы и с выставки была подарена музею. В музее она хранится под названием «Балерины.1960».

Балерины. 1960
В жанровых работах на балетную тему весьма заметны активность колорита и эффекты встречного солнечного освещения. Эти произведения как реминисценция темы нам могут напомнить работы французского художника Дега, но у Безукладниковой создана здесь фактурой и цветом другая пластика: это плотная до тяжеловесности материалистическая живопись. («Лебедь. 1960-е годы»)

Лебеди. 1960-е годы
Пожизненное увлечение художницы – цветочные натюрморты. Здесь искусство Безукладниковой представляет органичный сплав достижений русской реалистической живописи и результатов творческой преемственности с культурой импрессионизма. Идеи и принципы, сформулированные Сезанном, нашли в её натюрмортах удачное воплощение. Сосуды, цветы, фрукты, изображенные на картине, вещны, весомы. Изображенные на них огромные букеты цветов согласуются в гармоничные колористические аккорды, трогают непосредственностью восхищения красотой даров природы. Однако отличие поздних работ от более ранних (Натюрморт с бегониями. 1960-е годы), отмеченных детальной проработкой цветовых и световых эффектов, весьма значительное.

Натюрморт с бегониями. 1960-е годы

Натюрморт с хурмой. 1980-90-е гг.
Натюрморт «Осенний букет». (1999), созданный в поздней поре, написан легко, спонтанно, прямо с натуры, без подготовительного рисунка и без последующих поправок. «Я обожаю, писать цветы! И ночью встану, подправлю, допишу. ... Пишу натюрморты в своей комнате: ставлю два подрамника, у двери и у стола, работаю то над одним, то над другим, в зависимости от того, как свет падает».
Осенний букет. 1999
От просмотра её работ неизменно остается впечатление - выражение чистого мажорного чувства. В своей живописи художнике удалось совместить восхищенность окружающим миром с добротным художественным образованием и профессиональным мастерством. Одинаково приподнято, вдохновенно, с восторженным ощущением перед жизнью Безукладникова изобразила на своих полотнах людей, природу и вещный мир. Какую бы из её картин не взять – всюду чувствуется здоровое, солнечное жизнеутверждающее начало, искренность и доброта.
Художницей было создано много картин, но она их мало продавала. Много дарила, иные не возвратились с выставок, много работ увезли французы за чисто символическую плату, ранние произведения просто оставила в Москве и в Перми.
В 2017 году большому мастеру, Алевтине Николаевне Безукладниковой, шесть произведений которой хранит музей, исполнилось 100 лет. Художница умерла 12 августа 2003 года в Санкт-Петербурге, где провела с сыном и его семьей свои последние годы.
Очерк об А.Н. Безукладниковой написан по её воспоминаниям, оставленным внучке Наталье Баршиной.